Инновационная деятельность

Инновационная площадка «Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольных образовательных организаций и начальной школы »

 Достижения детского сада

Создание условий для STEM-образования детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад «Машенька»

видео:  Детский технопарк: формирование навыков инженерного мышления и интереса к научно-техническому творчеству

Всё о STEM-образовании

Дидактическая система Фридриха Фрёбеля

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Материалом для детских игр (или игрушек) стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Он считал, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой. И чем проще игрушка, тем шире спектр возможных игровых действий.

ффДля развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров”.
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т.е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребенку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад”, «вверх-вниз”, «вправо-влево”, мать знакомит ребенка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика”, она знакомит ребенка с утверждением и отрицанием.
Обосновывая, почему именно первым даром, первой игрушкой должен быть шар-мяч, Фребель правильно замечал, что он наиболее удобен ребенку, так как его нежной, неразвитой ручке еще трудно держать угловатый предмет (например, кубик) Но наряду с этим, Фребель приводит и ряд других, символических, надуманных доводов, как-то: первым даром должен быть именно шар, поскольку шар является «единством в единстве”, шар — символ движения, шар — символ бесконечности.
Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ «единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т.д.
Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство”, «единство и многообразие”); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Четвертый дар — тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).
Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, конечно, не изымаются.
Пятый дар — кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
Шестой дар — кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоцци методики изучения формы.
Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Кроме этих шести даров, Фребель предлагал впоследствии дать детям дополнительный строительный материал (арки и пр.), а также проводить с ними занятия лепкой, рисованием, игры-занятия с палочками, плетение и пр.

Следует отметить еще как ценную черту даров Фребеля последовательность ознакомления ребенка с простейшими геометрическими формами и самую мысль о строительном материале для игр-занятий детей. Эта идея была затем широко использована: ящики с набором строительного материала сделались одним из самых распространенных пособий для детей (правда, без соблюдения той строгой последовательности, которую предлагал Фребель). Недостатком же этих даров является их надуманное символическое обоснование, сухость, абстрактность, значительный формализм материала. Стремясь дать детям представление об окружающей жизни, Фребель, наоборот, своей системой, пособиями, занятиями, практически не связанными с живой действительностью, сильно ограничивал их кругозор и свободу творчества.

Примеры игр и заданий, которые советую наши педагоги:

https://yadi.sk/i/RkSwYMHfLpH7IA

https://yadi.sk/i/3B9KVZgOkzdtFA

https://yadi.sk/i/bZyo3ZwPlpAzxA

https://yadi.sk/i/SMpAoR4vV6Y2mQ

Экспериментирование с живой и неживой природой

Ребёнок дошкольного возраста активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. У детей возникает интерес, когда они сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия.

Исследовательская деятельность детей может стать одной из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно- образовательная деятельность. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), схемы и т.п.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

 Волшебные опыты для детей

 «Радуга

«Вода и масло»

«Из чего состоит песок»,  «Почему не льется вода?», «Температура воздуха» и многие другие эксперименты

Математическое развитие

Развивающий мультики по математическому развитию

«Учимся считать»

«Учимся считать от 1 до 5 с ёжиком Жекой»

«Считалочка — «Учимся считать до 10»

Развивающие мультики — Математика для малышей — Удивительная стройка — Учимся считать…

«Учимся сравнивать

Изучаем геометрические фигуры — круг, треугольник, квадрат

Мультик про Экскаватор — Погрузчик и Паровоз. Изучаем геометрические фигуры

Дидактические игры по математике в младшей группе для детей 2-3 лет

Дидактические игры по математике в средней группе для детей 4-5 лет

Дидактические игры по математике в старшей группе для детей 5-6 лет

Как научить ребенка считать

Лего-конструирование

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Конструкторы LEGO – страна увлекательного детства

Развивающие игры с LEGO

Робототехника

Буклет «Робототехника для детей» 

Буклет «LEGO конструктор»

ИНСТРУКЦИИ LEGO WEDO 2.0 и 1.0

Инструкции по сборке LEGO

 

«Я творю мир»

«Мультстудия «Я творю мир»

МУЛЬТСТУДИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

Студийные помещения детского сада

Студия STEM – образования, в которой располагается оборудование, составляющее образовательные модули STEM – образования: «Дидактическая система Фридриха Фребеля», «Математическое развитие», «Экспериментирования с живой и не живой природой». Так же в студии используются: интерактивная детская лаборатория «Наураша в стране Наурландии», учебно-исследовательский комплекс «ANRO TECH» — биолаборатория, мобильная интерактивная тумба, мобильный пол Interactive Project «Светлячок».

Студия робототехники и Лего-конструирования, оснащенная наборами Lego-duplo, Lego — Education, My robot time, роботреки, LegoWeDo, программируемых роботов Bee-bot и робо-мыши, комплектами «Мобильная робототехника» на базе конструктора Robo KIDS, конструкторы серии «Полидрон», Huna, «Робофутбол», «Болтли», «Matatalab», интерактивным столом Project touch для развития пространственного и логического мышления.

Студия речевого развития и мультипликации, оснащенная мультсудией «Я творю мир», 3D ручками для создания элементов декора мультфильма, интерактивной доской, логопедическим комплексом «Антошка», оснащённом более чем 250 играми и заданиями, большая часть из которых предназначена для применения логопедами и дефектологами в работе с детьми, библиотекой.