Ранний возраст (1,5-3 года)

Познаем мир благодаря мелкой моторике рук

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в развитии ребенка. Это длительный
беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться,
набирается ловкости и даже начинает говорить.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»).
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-3 лет. И не случайно!
Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д .Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Предлагаем Вам игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3лет:
Нанизывание.
Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно
крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур. Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.
 «Сделай бусы».
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.
Шнуровка.
Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.
Расстегивание пуговиц и кнопок.
Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.
Возведение башни.
Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок).
Азы оригами.
Покажите малышу самые простые действия с бумагой (например, складывание листа пополам). Обхватите руки малыша и продемонстрируйте ему всю последовательность действий.
Лепка.
Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале Вы должны будете показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его.
Уроки «Мамина школа»
Ссылки на видеоролики:
 №1№2, №3